Царь Федор Иоаннович

Ближайшие даты

02 декабря Среда 19:00 Купить билет

Описание

Царь Фёдор Иоаннович
Алексей Толстой
Трагедия в 2-х действиях
Премьера: 3 апреля 2013г.
Продолжительность: 2 часа 45 мин с антрактом.
12+

Конец XVI века, начало страшной «смуты», за власть борются две партии: сторонники Шуйского и приверженцы Бориса Годунова. Обе партии хотят склонить на свою сторону царя Фёдора, а он хочет их примирить, всей душой стремится к созиданию, объединению, гармонии. Царь Фёдор ведёт внутреннюю полемику с отцом - Иоанном Грозным - о способах правления государством, о недопустимости насилия и жестокости. Но идеальные представления о любви, добре и нравственности сталкиваются с суровыми реалиями.

Режиссер-постановщик – народный артист России, лауреат Премии Москвы Борис Морозов.
Сценография – народный артист России, лауреат Премии Москвы Борис Морозов и заслуженный работник культуры России Михаил Смирнов.
Композитор – Рубен Затикян.
Художник по свету – Тарас Михалевский.
Режиссер-балетмейстер – заслуженный артист Республики Татарстан Алексей Молостов.
Художник по костюмам – Елена Предводителева.
Режиссеры по пластике – Николай Карпов, Айдар Закиров.
Режиссер по речи – Вера Камышникова.
Помощник режиссера - Анна Матюнина

Актеры

Царь
Федор Иоаннович
Народный артист России
Царь
Федор Иоаннович
Царица
Ирина
Борис
Федорович Годунов
Заслуженный артист России и Республики Татарстан

Отзывы

Ия Яковлева
18.09.2020
Вторая часть трилогии Толстого,  не Льва великого, но Алексея Константиновича, то поэта лирического (Средь шумного бала, случайно), то писателя сатирического (Козьма Прутков), то драматурга исторического - это пьеса  про простого и милостивого царя Федора, и она часто является публике на театральной сцене, в отличие от первой части про Ивана Грозного и третьей про царя Бориса. Жаль. Про них тоже интересно.
Мы знаем, что автору пьесы был более всех интересен Борис Годунов как царь и как личность.
«Царь Борис, — сообщал Толстой в одном из своих писем, — не только посещает меня, но сидит со мной неотлучно и благосклонно повёртывается на все стороны, чтобы я мог разглядеть его. Увидав его так близко, я его, признаюсь, полюбил»
Ну а всем остальным вполне любопытен странный сын Ивана Грозного. И все эти войны за власть, между Шуйскими и Годуновым – тоже тема благодарная. И так можно повернуть, и эдак.
В ЦАТРА – за Шуйских, похоже, топят. А будущего царя Бориса так и не полюбили.
Иван Шуйский – Андрей Новиков – в образе «благородный отец» хорош и убедителен, и благороден. Тогда как Годунов Борис– Николай Козак – довольно ясно представляет нам злодея, коварного царедворца, пусть и хорошего управленца. Он в порыве убеждения даже и бросает царя на пол, а сам крестного знамения до конца не доводит. Нехристианскую сущность и позицию Годунова подчеркивают нарядной тюбетейкой во втором действии. Иногда актер путается в словах, что добавляет негативности образу.
Алиса Богарт – Ирина Годунова ясно дает нам понять все значение этой царицы, незаслуженно забытое. Она – очень интересная личность, и, похоже, управлять государством смогла бы лучше, чем ее супруг, брат и клан Шуйских вместе взятых. Но и жена Ирина – правильная.
В пьесе еще одна пара, помоложе, есть, и несчастная по-другому, не по-царски. Княжна Мстиславская - Мария Белоненко- под властью тупых братьев – предмет игры политической.
И князь Шаховской – симпатичный (Ярослав Бережнов), но не слишком мозговитый. Подраться может, а на два шага вперед рассчитать – нет.
Легкости здесь нет. Сплошь трагичность бытия. Оттенок юмора на малую долю времени, на мгновение, возникает в Василисе Волоховой - Елена Анисимова. Но учитывая ее назначение мамкой Дмитрия Угличского, быстро растворяется. Шутов нет, есть народ и выборные, чьими головами будут меряться бояре.
Народ, кстати, разговаривает, в пьесе прозой, тогда как высшие, бояре да князья – стихами. И как им договориться..
Николай Лазарев – Федор Иоаннович. То ли блаженный и почти святой, то ли особенный политик, собирающийся делать мир, а не войну несмотря ни на что. Но точно он не прост, он вне времени, которому принадлежит, и потому трагичен. Он внушает любовь к себе. И уважение, не жалость.
Было интересно и волнительно, в общем.
Конечно, рады мы были простой возможности сесть в театральное кресло. Наконец-то. И если честно – в кресле этом вздремнуть, если стихи со сцены будут скучными, а действие – предсказуемым. Но пришлось переживать, почти что плакать. Боже, как это сложно – спасти лошадку с норовом, помирить людей с характером, сыграть мелодию, быть в простоте и благости.
Светлана В.
27.09.2019
Не так давно у нас появился праздник 4 ноября — день народного единства. Помню, как все шутили по этому поводу и как я пыталась понять откуда взялась эта дата... Потому что, честно скажу, из школьного курса истории у меня в голове мало что осталось осталось по поводу смутного времени... И как же хорошо, когда историю можно узнавать не только по учебникам и музейным экспозициям, а и по театральным постановкам...
Вот к таким познавательным спектаклям безусловно относится спектакль «Царь Федор Иоаннович», который можно увидеть в ЦАТРА. Приходишь и воочую видишь, как это самое смутное время зарождалось и к чему приводит правление доброго царя, о котором вроде всегда мечтали... царя, у которого главная мечта, чтобы все жили в мире и согласии... согласно законам Божьим...
Спектакль, конечно, не машина времени и не гарантирует достоверности, но все же живо и наглядно показывает события давно минувших лет... Какой по залу тревожный шепоток пошел, когда в первые минуты увидели на сцене клетку с медведем... а потом вторая волна выдохнула: «не настоящий»... вот оно чудо театра!
И хотя декорации спектакля довольно просты и условны: частокол из бревен, тени от деревьев, из всего дворцового убранства только трон, ощущение попадания в Москву 16 века несомненно появляется... Прежде всего благодаря  актерской работе, не смотря на все условности на какое-то мгновение ты веришь, что перед тобой настоящий Борис Годунов, царица Ирина и князь Шуйский...
А кто прав - Алексей Толстой или Карамзин, хорош ли был царь Федор или нет, и какой правитель нам нужен, каждый решает сам... Спектакль — прекрасный повод об этом задуматься. Спасибо ЦАТРА за этот вечер!
Оставьте отзыв
Обязательно заполните все поля. Отзыв будет опубликован на странице после его проверки модератором сайта.
Пожалуйста, введите результат для проверки:
CAPTCHA
Введите слово на картинке*
Подписаться на рассылку