Отзывы

Елена
09.02.2021
Давно присматривалась к этому спектаклю, да все не решалась: по произведению Солженицына, - мне казалось, уж слишком должно быть тяжело. "Красное колесо" я не читала, правда, читала только "Архипелаг Гулаг" и "Раковый корпус", впечатление очень сильное, конечно... Но все же вот решилась. Спектакль поставлен по первой части цикла - "Август Четырнадцатого", то есть это Николай II, Столыпин, Ленин и весь тот период нашей непростой истории. Отчасти мои опасения оправдались - это действительно ни в коей мере не развлекательный спектакль, и тяжело, думаю, приходится тем зрителям, кто попал на него случайно, не подозревая, что скрывается за названием (хотя быть настолько не в курсе, наверное, может лишь молодежь). В целом же могу сказать, что зря я так долго оттягивала момент знакомства с этой постановкой. Вещь это удивительно сильная, неожиданно (для меня, никогда историей не увлекающейся) захватывающая и филигранно проработанная. Продумано все - от костюмов артистов (низкий поклон Андрею Климову) до размещения зрителей. При почти полном отсутствии декораций - использованы, кажется, все возможные "спецэффекты" (в самом хорошем смысле слова). Режиссер Борис Морозов, художник-постановщик Анастасия Глебова и все создатели "Красного Колеса" сделали, кажется, невозможное - оживили историю, задействовав все возможные рычаги воздействия на зрителя заставили нас, затаив дыхание, следить за знакомой (по крайней мере, в общих чертах-то точно!) историей. За Николаем II, нерешительным, слабовольным, слушающим свою жену даже более, чем министра Столыпина. За сложным путем идущим к убийству Столыпина Дмитрия Богрова. За треугольником Ленин-Крупская-Арманд. За взаимоотношениями Ленина и Парвуса. В спектакле занято очень много артистов. Не буду приводить полный состав, упомяну лишь некоторых. Впрочем, сначала про всех - все замечательно существовали на сцене, позволяя верить абсолютно и переживать за каждого в отдельности. Почему-то не определялся никто ни как однозначно "хороший", ни как "плохой" - нет белого и черного, есть только люди, идущие своим путем, совершающие поступки, которые им кажутся единственно верными... творящие историю. Итак, Николай II (Андрей Егоров) и Александра Федоровна (Анастасия Бусыгина). Идеальная пара: воспитанный, благородный, но чрезвычайно нерешительный и ведомый Николай II, прекрасный семьянин, верящий в вечные ценности. И его жена - определенно ведущая в паре, сильная, циничная, любящая мужа. Николая II было жаль, несомненно, но так же несомненно было то, что он совершенно не способен управлять государством - этом государством в этот отрезок истории. Ему бы жить со своей семьей и быть счастливым... Столыпин (Андрей Новиков) - великолепен. Сколько достоинства, ума, преданности государю! Браво. Дмитрий Богров (Александр Рожковский) - чрезвычайно убедителен и когда идет к своей цели, и когда понимает. что все закончилось. Ленин (Юрий Сазонов) и Надежда Крупская (Мария Белоненко). Крупская, конечно, влюблена в Владимира Ильича и готова на любые жертвы, укрощая свои дух и плоть. Организует быт, таскает чемоданы, не привлекает к себе внимание, поддерживает мужа во всем, мирится с явным увлечением его Инессой Арманд (Анфиса Ломакина), - готова идти буквально на все, лишь бы оставаться рядом с Володей. Смотреть на это немного даже неловко, но и не восхищаться этой женщиной невозможно. Ленин же, пожалуй, единственный из всех, категорически не похож на знакомые нам с детства изображения. Ни внешне, ни поведением, ни убеждениями - вообще ничем. Честно скажу - я даже не сразу поняла, кто это. Видимо, такова задумка - показать "вождя мировой революции" нервным, взбалмошным, бабником... Нам не дают рассмотреть в этом нервном шумном эгоистичном человечке того вождя, о котором нам столько рассказывали в свое время. Даже речь, которую Ленин по всем правилам ораторского искусства выдает, мы толком не слушаем, не слышим - именно в этот момент используется один из тех "спецэффектов", максимально отвлекающий зрителей от происходящего на сцене. Тогда как все остальные многочисленные и длинные диалоги и монологи, напротив, обыграны таким образом, чтобы максимально привлечь наше внимание, усилить действие произносимого, заставить прочувствовать каждое слово. Ох, могу долго рассказывать и рассуждать, но умолкаю - лучше это смотреть по-настоящему, а не в чьем-то пересказе знакомиться со спектаклем. Из несомненно интересного: зрители и сцена расположены на воистину огромной сцене театра. Зрители оказываются буквально в паре метров от артистов, ощущая себя не созерцателями даже, а участниками, современниками тех событий. Причем места расположены (в основном) лицом к залу. На занавес транслируется то видео изображение, то работает "театр теней", иногда занавес поднимается и действие выходит за рамки, продолжаясь уже в большом зале. Не думала, что это скажу, но очень рекомендую этот спектакль. Невероятно серьезная, сильная вещь. Огромное спасибо театру Российской Армии за эту постановку.
Галина Дубовская
06.02.2021
Вчера я была в Театре Армии на спектакле "Красное колесо". Художественные достоинства этого спектакля для меня очевидны. Режиссерское решение в целом и отдельные сцены, такие, как :убийство Столыпина в Киеве, в театре, казнь Богрова, встреча Парвуса и Ленина и много других. Целый ряд актёрских работ, СофьяГуськова(мать Крупской,) Валентина Асланова(Мария Фёдоровна), Андрей Егоров(Николай 2),Роман Радов(Шульгин АнтонМорозов(Парвус) Но настоящим открытием стали для меня молодые актёры Александр Рожковский (Богров) и Юрий Сазонов(Ленин) Боже! Какой темперамент, какой интеллект! Какой там Петров! Много можно перечислять достижения этой работы, они безусловны, но спектакль "Красное колесо" для меня стал больше, чем спектакль, актом гражданского и творческого мужества его создателей режиссёра Бориса Морозова и автора инсценировки Ольги Любимовой. (нынешнего министра культуры). В эпоху заэкранного театра, разнуздонного, голозадого, бессмысленного, провалившегося в дыру виртуального пространства, невозможно себе представить как можно было, чтобы сложнейший текст Солженицина зазвучал, как написанный вчера, как интеллектуальные длинющие диалоги были присвоены вчерашними школьниками, как свои, чтобы слова Александра Исаевича зазвучали с ошеломляющей актуальностью. Я, одна из немногих, кто прочитал "Красное колесо", люблю этот роман, но и я была потрясена душераздирающей современностью текста и устрашающей схожестью эпох, описанной Солженициным и нашей, особенно с событиями последних дней. Чего стоит сцена Парвуса и Ленина, когда они разрабатывают стратегию и тактику будущей революции:"При переходе войны в гражданскую любой союзник хорош.!"Очень важно подготовить общественное мнение о России Соединённых Штатов Америки. "В зале стояла оглушающая тишина и трудноопределяемая атмосфера - смесь страха и шокового удивления." И тут кончается искусство И дышат почва и судьба" Я считаю, что в образовательную программу по литературе в старших классах надо срочно ввести обязательное посещение спектакля "Красное колесо", может и отколесит, откатит нас от края!
NinelZheleznova
26.09.2020
Интересно решение режиссера расположить зрителей на театральной сцене, таким образом, что они находятся в непосредственной близости с артистами и могут в полной мере ощутить себя причастными к происходящему действу. В спектакле «Красное колесо» показана череда событий, которые, по мнению автора, привели страну к революции. Для меня два эпизода спектакля стали самыми яркими и запоминающимися. Сцена убийства Столыпина произвела огромное впечатление тем, что взору зрителей, как я уже писала, сидящих на сцене, открывается зрительный зал с сидящей в ложе царской семьей. Это потрясающие ощущения видеть огромный зал с подсвеченными колоннами и ощущать себя причастным к происходящему на сцене, быть «в гуще событий». Вторым запоминающимся моментом стало вращение сцены, вместе с артистами и зрителями, как будто в вихре революции. Вообще, хочу отметить, что постановка очень серьезная, глубокая. В некоторых моментах для меня была тяжеловата. Однако, я убеждена в том, что такие спектакли надо смотреть школьникам. Думаю, что просмотр данного спектакля станет отличным подспорьем в момент прохождения темы революции 1917 года на уроке истории.
Подписаться на рассылку