Отзывы

Ия Яковлева
18.09.2020
Вторая часть трилогии Толстого, не Льва великого, но Алексея Константиновича, то поэта лирического (Средь шумного бала, случайно), то писателя сатирического (Козьма Прутков), то драматурга исторического - это пьеса про простого и милостивого царя Федора, и она часто является публике на театральной сцене, в отличие от первой части про Ивана Грозного и третьей про царя Бориса. Жаль. Про них тоже интересно. Мы знаем, что автору пьесы был более всех интересен Борис Годунов как царь и как личность. «Царь Борис, — сообщал Толстой в одном из своих писем, — не только посещает меня, но сидит со мной неотлучно и благосклонно повёртывается на все стороны, чтобы я мог разглядеть его. Увидав его так близко, я его, признаюсь, полюбил» Ну а всем остальным вполне любопытен странный сын Ивана Грозного. И все эти войны за власть, между Шуйскими и Годуновым – тоже тема благодарная. И так можно повернуть, и эдак. В ЦАТРА – за Шуйских, похоже, топят. А будущего царя Бориса так и не полюбили. Иван Шуйский – Андрей Новиков – в образе «благородный отец» хорош и убедителен, и благороден. Тогда как Годунов Борис– Николай Козак – довольно ясно представляет нам злодея, коварного царедворца, пусть и хорошего управленца. Он в порыве убеждения даже и бросает царя на пол, а сам крестного знамения до конца не доводит. Нехристианскую сущность и позицию Годунова подчеркивают нарядной тюбетейкой во втором действии. Иногда актер путается в словах, что добавляет негативности образу. Алиса Богарт – Ирина Годунова ясно дает нам понять все значение этой царицы, незаслуженно забытое. Она – очень интересная личность, и, похоже, управлять государством смогла бы лучше, чем ее супруг, брат и клан Шуйских вместе взятых. Но и жена Ирина – правильная. В пьесе еще одна пара, помоложе, есть, и несчастная по-другому, не по-царски. Княжна Мстиславская - Мария Белоненко- под властью тупых братьев – предмет игры политической. И князь Шаховской – симпатичный (Ярослав Бережнов), но не слишком мозговитый. Подраться может, а на два шага вперед рассчитать – нет. Легкости здесь нет. Сплошь трагичность бытия. Оттенок юмора на малую долю времени, на мгновение, возникает в Василисе Волоховой - Елена Анисимова. Но учитывая ее назначение мамкой Дмитрия Угличского, быстро растворяется. Шутов нет, есть народ и выборные, чьими головами будут меряться бояре. Народ, кстати, разговаривает, в пьесе прозой, тогда как высшие, бояре да князья – стихами. И как им договориться.. Николай Лазарев – Федор Иоаннович. То ли блаженный и почти святой, то ли особенный политик, собирающийся делать мир, а не войну несмотря ни на что. Но точно он не прост, он вне времени, которому принадлежит, и потому трагичен. Он внушает любовь к себе. И уважение, не жалость. Было интересно и волнительно, в общем. Конечно, рады мы были простой возможности сесть в театральное кресло. Наконец-то. И если честно – в кресле этом вздремнуть, если стихи со сцены будут скучными, а действие – предсказуемым. Но пришлось переживать, почти что плакать. Боже, как это сложно – спасти лошадку с норовом, помирить людей с характером, сыграть мелодию, быть в простоте и благости.
Светлана В.
27.09.2019
Не так давно у нас появился праздник 4 ноября — день народного единства. Помню, как все шутили по этому поводу и как я пыталась понять откуда взялась эта дата... Потому что, честно скажу, из школьного курса истории у меня в голове мало что осталось осталось по поводу смутного времени... И как же хорошо, когда историю можно узнавать не только по учебникам и музейным экспозициям, а и по театральным постановкам... Вот к таким познавательным спектаклям безусловно относится спектакль «Царь Федор Иоаннович», который можно увидеть в ЦАТРА. Приходишь и воочую видишь, как это самое смутное время зарождалось и к чему приводит правление доброго царя, о котором вроде всегда мечтали... царя, у которого главная мечта, чтобы все жили в мире и согласии... согласно законам Божьим... Спектакль, конечно, не машина времени и не гарантирует достоверности, но все же живо и наглядно показывает события давно минувших лет... Какой по залу тревожный шепоток пошел, когда в первые минуты увидели на сцене клетку с медведем... а потом вторая волна выдохнула: «не настоящий»... вот оно чудо театра! И хотя декорации спектакля довольно просты и условны: частокол из бревен, тени от деревьев, из всего дворцового убранства только трон, ощущение попадания в Москву 16 века несомненно появляется... Прежде всего благодаря актерской работе, не смотря на все условности на какое-то мгновение ты веришь, что перед тобой настоящий Борис Годунов, царица Ирина и князь Шуйский... А кто прав - Алексей Толстой или Карамзин, хорош ли был царь Федор или нет, и какой правитель нам нужен, каждый решает сам... Спектакль — прекрасный повод об этом задуматься. Спасибо ЦАТРА за этот вечер!
Елена
07.06.2019
Как же приятно перед закрытием сезона посмотреть еще раз на любимых артистов, особенно в таком замечательном историческом спектакле как «Царь Федор Иоаннович», который поставил Борис Морозов. Сходить на него мне предложила дочь, которая проходила недавно этот период по истории, да я и сама недавно читала «Летоисчисление от Иоанна» Иванова и «Бориса Годунова» Пушкина, поэтому идею я поддержала. Спектакль про власть и готовность брать на себя ответственность за серьезные политические решения. Мне кажется, подросткам смотреть надо обязательно, потому что психология показана идеально и со всех сторон. Никто не может принять решение, которое бы устроило все стороны, всегда надуться недовольные. Федору Иоанновичу совершенно не до этого, ему бы семьей заниматься, но детей у него нет, только сводный брат Дмитрий в Угличе, да любимая жена, и с той хотят разлучить и женить на другой, угодной Шуйским, которые хотят через родство влиять на царя. Но у Шуйских только идеи о свержении Годунова, одна безумнее другой, и, по-моему, они способны только защищать государство, а не управлять им. Понравилась сценография. Заборы из бревен, которые играют роль дополнительного занавеса. Арки на потолке, создающие ощущение старинных палат или храма. Колокола по бокам сцены, звон которых создает тревожное настроение. Маленькая дверка в дальней стене, проходя в которую надо пригнуться. Прекрасный дуэт Федора Иоанновича (Николай Лазарев) и Бориса Годунова (Николай Казак), один максимально мягкий, дружелюбный и уступчивый, другой жёсткий, способный на крайние меры, причем не для собственного блага, а именно для целостности государства. Эти же артисты играют в современном спектакле «Одноклассники» батюшку и бизнесмена, который собирается стать мэром города, этакая реинкарнация, тоже рекомендую к просмотру. Еще понравилась сватья Василиса, колоритная женщина, моментально подстраивающаяся под любую ситуацию. Не знаю, удалось ли мне описать все достоинства спектакля, но нам с Дашей понравился, с лихими интригами и очень эмоциональный, не знаешь чего ждать в следующий момент.
Вера Всеволодовна
05.06.2019
Глубокая благодарность за спектакль 4 июня 2019 г. Место у меня было настолько близко к сцене, что поначалу я загрустила, решив, что это слишком ...Последняя ступенька лестницы заканчивалась у моего кресла.Но в процессе действа поняла, нет, не ошиблась Это волшебное ощущение - когда на расстоянии вытянутой руки я видела реальных людей : Царя Фёдора Иоанновича и Князя Ивана Петровича Шуйского...Нет, не актёров, а реальных живых людей! Читала эмоции на их лицах, ловила выражение глаз...И понимала, что они - так далеко...мы (зрители) для не существуем, нас просто нет...есть только они двое - друг на против друга в далёкой эпохе, в другой Вселенной! И так близко от меня...Это - Волшебство! Говорить о великолепной игре актёров - бессмысленно. Это надо видеть. Они живут на сцене, а не играют. Не было ни одного проходного персонажа. Князь Иван Петрович Шуйский (Валерий Абрамов) - как же я Вам сопереживала, Вашему искреннему патриотизму, любви в Родине, верности престолу, метаниям между правильным выбором...Колоритный, яркий! Андрей Петрович Луп-Клешнин (Виталий Стремовской) - сколько силы, какое отражение урагана мыслей, эмоций, в каждом жесте, в каждой фразе, в каждом слове, в каждом движении! Простите, что не пишу о каждом исполнителе... Что сказать о Николае Лазареве?...Я даже не знаю...Не было Николая Лазарева на сцене. Был Царь. Блаженный, огромной души и сердца человек, верящий в царство мировой справедливости и добра, сломленный этой же своей верой. Это Гениально! Низкий всем поклон. Благодарность. Уважение. И дальнейших творческих успехов!
Мария Шамраева
17.04.2019
Про Фёдора Иоанновича я знала раньше немного, в рамках учебной программы: религиозный, безвольный человек, который отдал власть в руки шурина и рано умер. Пьесу А.К. Толстого я и вовсе не читала. Спектакль меня покорил. Интересный, захватывающий сюжет - не меньше некоторых пьес Шекспира, яркие, живые образы, замечательные актерские работы... Главный герой оказался гораздо интереснее, чем я представляла. Мягкий, добрый, миролюбивый человек, который никому не желал зла и которому действительно была "тяжела шапка Мономаха". Если бы все правители, которые не справляются с обязанностями, добровольно были готовы уйти в отставку отречься от престола! В исполнении Николая Лазарева царь просто как живой. А какой там Борис Годунов! Умный, хитрый, расчетливый, настоящий серый кардинал. Блестящая игра Николая Козака вызывает восхищение. Я пожалела, что в просмотренном накануне спектакле "Вечно живые" роль администратора исполнял не он, наверняка Козак играет эту роль по-другому, жестче. Еще мне запомнилась царица Ирина в исполнении Татьяны Морозовой. Вроде бы, роль сама по себе не особо интересная, но игра делает ее очень яркой. И нельзя не отметить замечательную, как всегда, Елену Анисимову в роли Василисы Волоховой - немного комедийных моментов в трагедии. Декорации и костюмы вполне традиционные и "не перегруженные". Мне понравилась находка с колоколами - царь пытается научиться звонить (будто он простой человек! Хотя, вспоминая его мечты о монастыре...), вызванивает на них мелодию на пару с царицей - этим подчеркивается их близость... Да, любовная линия между супругами тоже очень хороша, пожалуй, даже посильнее романтичной между князем Шаховским и княжной Мстиславской, где страсти в клочья.)) А у царя с царицей - сильная, ровная привязанность, любовь-дружба единомышленников с полным взаимопониманием - такое в этом сословии редкость.) Два с лишним часа спектакля смотрятся на одном дыхании, спасибо всем, создавшим такое чудо!
Антон "Ehidna Mau" Охотников
05.03.2019
Самое сложное в описании исторических спектаклей – это разделение героев реальных и героев, созданных на сцене фантазией драматурга, режиссёра и актёров. Ведь никто не видел, как на самом деле вёл себя царь Фёдор Иоаннович или боярин Борис Годунов и князь Шуйский на заседаниях Думы (ой…) или в быту. Всё это отдаётся на откуп видению художника, его знанию мира и умению работать даже с самыми незначительными фрагментами информации. А дальше… А дальше зритель, то самый простой зритель, который пришёл в театр с надеждой на то, что ему расскажут занимательную и поучительную историю о стародавних временах, о верности и предательстве, о безжалостной борьбе за власть, о любви и о том, как любовь может быть растёрта в пыль государственной необходимостью. Игра престолов спорт контактный и жёсткий, здесь не бывает второго места. Хотя… Хотя иногда пост первого советника тоже может принести сообразный гешефт. Но стоп, я начинаю растекаться мысью по древу. В голове зарождаются мысли о природе государственной власти, о горизонтах планирования, в общем обо всём, о чём обычно рассуждают диванные эксперты или изысканные интеллектуалы вроде меня, на качестве рассуждений разница не сильно сказывается. Но о чём я? Друзья мои, вы не представляете, какой мощный энергетический поток шёл со сцены! Какие чувства вспыхивали перед глазами! Какие интриги и какая печаль! И радость от примирений, и безысходность от понимания того, что всё равно ближние и дальние порвут друг другу глотки за должность Верховного… Скандалы, интриги, расследования, убийства… И среди этой грызни бульдогов под и над ковром один человек, который просто не на своём месте. Он, несмотря на высокий пост, до сих пор верит людям, верит в людей и хочет сделать так, чтобы всем было хорошо. И он понимает невозможность желаемого, ему больно, но он не может по-другому. Он верит людям и верит в людей несмотря ни на что. И в этом – настоящая трагедия, которую я увидел. А всё остальное – благо государства, природа государственной власти и уже упомянутые горизонты планирования… Разве всё это имеет значение? Где вы в нашей реальности видели горизонты планирования? Вот и я о том же… Вы спросите, получил ли я желаемое, придя на этот спектакль? О да, отвечу я, несомненно получил, причём получил даже больше, чем ожидал. Вместо костюмированного шоу я увидел настоящих живых людей. Хотя по-другому в этом театре на бывает. И я в очередной раз скажу спасибо всем тем, кто подарил мне эту магию. Аплодисменты, бурные и продолжительные аплодисменты!
Светлана
28.02.2019
Браво! Браво! БРАВО всем!!! Н.Е. Лазареву - отдельный поклон! Обязательно посмотрю и другие постановки в этом театре!
Анна
27.02.2019
Смотрели спектакль всей семьей сегодня. Нас пригласили, и, честно говоря, прочитав название и увидев продолжительность, ожидали долгое, монотонное историческое действо и трудности восприятия.... Спектакль потрясающий! Все понятно, смотрится на одном дыхании. Актёры великолепны, такие сложные монологи и диалоге они читали, какой глубокий, нравственный смысл происходящего донесли! Минимум декораций не отвлекает от лиц на сцене, а костюмы Годунова и царицы произведения искусства. Москва! Не хан тебе опасен - кто точит сердце изнутри. Рекомендую настоятельно: школьникам с 7-го класса смотреть по возможности, а любому зрителю - для духовности.С уважением и благодарностью к коллективу театра.
Юлия
27.02.2019
Какой мощный спектакль! Вызывает сильнейшие эмоции, сопереживание! Как играет Царя Фёдора Николай Лазарев! Невероятно живо, эмоционально. Так получилось, что я была в большинстве московских театров и, соответственно, видела много спектаклей. Однако, чтобы так затрагивали сердце, душу, да и голову - таких очень мало! Браво!!!
Подписаться на рассылку