2015 год

2015 год 17-24 ноября 2015 года в Центральном академическом театре Российской Армии прошёл III Открытый фестиваль военных драматических театров Министерства обороны Российской Федерации «Звездная маска», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Фестиваль охватил Россию от Тихого океана до Балтийского моря, от Черного моря до Северного океана, а также впервые вышел на международный уровень благодаря участию театра Белорусской армии. Репертуар фестиваля разнообразен по темам и жанрам, но все же, как и следует из идеи фестиваля армейских и флотских театров, большинство фестивальных спектаклей – на военно-патриотическую тематику.

Участники фестиваля: Драматический театр Северного Флота из Мурманска («Рядовые» Алексей Дударев), Драматический театр Балтийского Флота им. Вс.Вишневского из Кронштадта («Заплутавший на войне человек» Василь Быков), Драматический театр Черноморского Флота им. Б.Лавренева из Севастополя («Я жду тебя на Графской» А.Норманская), Драматический театр Восточного военного округа из Уссурийска («Браво, конферансье!» Григорий Горин), Драматический театр Тихоокеанского Флота из Владивостока («Сашка» В.Кондратьев), Драматический театр Белорусской Армии из Минска («Не покидай меня…» Алексей Дударев). Кроме армейских и флотских театров в этом году в фестивале приняли участие: Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова со спектаклем «Месяц в деревне» И.С.Тургенева и спектаклем-концертом «Он не вернулся из боя», Белгородский академический драматический театр им. М.С. Щепкина со спектаклем «Касатка» А.Н.Толстого.
Фестиваль открылся спектаклем нашего театра - «Судьба одного дома», режиссёр Борис Морозов. Кроме того, в рамках фестиваля состоялся спектакль «Севастопольский марш» по «Севастопольским рассказам» Л.Н.Толстого.

Алексей Дударев «Не покидай меня…», режиссер Марина Дударева, театр Белорусской армии.
Начало Белорусской наступательной операции. 1944 год. Разведчик капитан Михасев получает под свое командование спецразведгруппу из четырех бойцов для выполнения особо важного задания. Встреча с бойцами группы повергает Михасева в ужас. Перед ним - четыре девочки, четыре вчерашние школьницы. Это они должны пройти необычную подготовку, это они должны быть заброшены в тыл врага и… погибнуть. Капитан Михасев уходит с девчатами на спецзадание как отец с четырьмя дочерьми.
Актриса Марина Денисова стала победителем в номинации «За лучшую женскую роль» в спектакле «Не покидай меня…» на XII Минском международном фестивале «Листопад-2005». Актрисы Марина Денисова, Юлия Бажутова и Евгения Жукович удостоились ежегодного приза Союза театральных деятелей Республики Беларусь «Крыштальная кветка» в номинации «За яркий и талантливый дебют» в 2006 г. Художественный руководитель Драматического театра Белорусской Армии Алексей Дударев стал лауреатом Государственной премии Республики Мордовия за спектакль «Не покидай меня…» на II Международном фестивале русских драматических театров «Соотечественники».Совместной премией Министерства культуры и Союза театральных деятелей Республики Беларусь имени Игната Буйницкого и приз «Натхненне» награжден артист драмы Драматического театра Белорусской Армии Игорь Фильченков за исполнение роли капитана Михасева в спектакле «Не покидай меня…» награжден именной актерской премией «За творческие достижения». 2007 г. На XIV Международном театральном фестивале «Белая Вежа» (г.Брест 2009 г.) спектакль «Не покидай меня…» завоевал диплом лауреата фестиваля «За адданасць патрыятычнай тэматыцы».
А.Н.Толстой «Касатка», режиссер Семен Спивак, Белгородский академический драматический театр им. М.С. Щепкина.
История любви – страстной и застенчивой, запоздалой и внезапно вспыхнувшей – была написана Толстым всего за две недели в ноябре 1916 года, время трудное, трагическое: идет Первая мировая война, в России зреет революция. В центре истоии – надменная и роскошная красавица, бывшая певица Мария Косарева (Касатка), а ныне любовница альфонса Анатолия Петровича, князя Бельского. Бездарно и бесцельно прожигают свои жизни эта пара и прибившийся к ним «потомственный дворянин», смешной, плутоватый Абрам Желтухин. Именно он предложил любовникам, уставшим от удушливой атмосферы петербургского декаданса и постоянных посягательств кредиторов, принять приглашение тетки Анатолия погостить у нее в деревенском имении. Пасторальные патриархальные нравы пленяют колоритных спутников своей искренностью и свежестью. В тихой гармонии «другой жизни» герои встречают добрых, чистых душой людей, неизбалованных столичной жизнью, и обретают свою настоящую любовь, а вместе с ней – возможность по-настоящему познать себя…
Алексей Дударев «Рядовые» режиссер Юзеф Фекета, Мурманский драматический театр Северного флота.

Как же сегодня рассказать о войне? Как и обо всем другом: говорить правду, доносить ее до сердца каждого. А правда о войне, как и всякая правда, не имеет ни должностей, ни званий. Она всегда рядовая. Пьеса Алексея Дударева показывает жизнь на переломе времени, звучат скорбные колокола сожженной Хатыни. Многие черты отцовского характера, прошедшего фронт, Дударев любовно раздал своим персонажам. Каждый из персонажей спектакля несет свою личную тяжесть.
Спектакль «Рядовые» - это еще и притча о войне, где есть и реальные люди и обобщенные лики войны. Мы внимательно и неторопливо разглядываем солдата не просто в его поведении, а в его сущности. Важно одно, во все времена рядовой солдат, был и остается, на поле боя главным персонажем и героем.
«Заплутавший на войне человек» (по мотивам повести Василя Быкова «Сотников»), режиссер Михаил Смирнов, Кронштадский драматический театр Балтийского Флота им. Вс.Вишневского.
Спектакль создан по мотивам повести Василя Быкова «Сотников», одного из самых искренних произведений русской литературы о войне. В основе сюжета лежит история двух партизан Рыбака и Сотникова, отправившихся на хутор пополнить припасы продовольствия. Нехитрое на первый взгляд задание оборачивается для обоих героев катастрофой: хутор сожжён, все его жители, в числе которых любимая девушка Николая Рыбака, уничтожены. Дальнейший путь неясен и холоден, как зимняя дорога, по которой ступают в неизвестность герои. Странным образом он пересекается с судьбами как будто случайных встречных людей: одинокой женщины, обессилевшей от войны, Петра Качана и его жены, вынужденных служить фашистам, Дёмчихи - молодой матери двоих детей, еврейской девочки Баси. Так в финале после ночной перестрелки в плену Рыбак и Сотников снова встречают почти всех героев повести, которых собираются казнить по их вине. С нечеловеческой силой и болью звучит в тексте мысль о личной ответственности каждого, которую несёт человек оказавшийся участником войны. Есть ли выход из этой ситуации? Есть ли хоть какая-то надежда спастись и быть спасенными? Война, делающая священным право убивать – это всегда война своих против своих, война человека против человека. Герои пытаются разгадать ее природу, выбраться из дебрей жестокости, встать перед выбором жить или умереть, как жить, и ради чего стоит умирать, прежде всего.
Трагическое звучание повести режиссёр пытается передать через музыкальное построение спектакля буквально сотканного из лоскутков разнообразных текстов и ритмических мотивов от Достоевского до Экзюпери, от Скарлатти до электронной музыки, используя при этом приём так называемого концертного исполнения .
Удивительно своевременный текст в новом его прочтении позволяет современному зрителю ответить на множество открытых вопросов, ещё раз осознать, какой ценой досталась победа в Отечественной войне.
В.Кондратьев, "Сашка", режиссер Сергей Мальцев, Владивостокский драматический театр Тихоокеанского флота.
Тяжёлое лето 1942-го, враг рвётся к Волге. Каждый день идут кровопролитные бои, гибнут люди. Но и среди этого ада есть место для любви. Простой солдат Сашка любит санитарку Зину. Сашка на передовой, Зина – в госпитале, их отношения выдерживают непростые испытания на прочность. Но не только романтические переживания ждут Сашку. Легко ли убить человека, даже если этот человек – твой враг, даже если ты получил приказ – расстрелять? А за невыполнение приказа, может, расстреляют тебя самого? Что сильнее: верность присяге или сострадание?
Григорий Горин «Браво, конферансье», режиссер Станислав Мальцев, Драматический театр Восточного военного округа.
Спектакль «Браво, конферансье» добрая и трагическая пьеса. Невозможно разобраться, где слезы, а где улыбка. Герои спектакля – артисты: музыканты, танцоры, певцы, юмористы, - участники «сборных концертов», душою которых всегда был конферансье. В июне 1941-го концертная бригада в одночасье попадает из мирного времени в военное. Потомственный конферансье, виртуоз слова, весельчак, шут в самом возвышенном смысле, даже оказавшись в плену, помогает посредством юмора жить другим, «жить весело», ведь, как он говорит: «жизнь – это не приговор, и надо уметь ей радоваться».
Спектакль-концерт бардовской песни «Он не вернулся из боя», режиссер Денис Азаров, музыкальный руководитель Игорь Есипович, Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова.
О Великой Отечественной войне сложено немало песен: патриотических, лирических, горьких. Но, наверное, нет песен честнее и жестче, чем бардовские -израненные, выстраданные. Песни Высоцкого и Окуджавы, Визбора, Городницкого, Дольского, песни на стихи поэтов-шестидесятников говорят о молодых и для молодых.Этот спектакль-память, спектакль-предупреждение, спектакль-тревога.

Иван Тургенев «Месяц в деревне», режиссер Евгений Марчелли, Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова.

Спектакль номирован в шести номинациях на театральную премию «Золотая маска».

Аксинья Норманская «Я жду тебя на Графской», режиссер Александр Губарев, Севастопольский драматический театр Черноморского Флота им. Б.Лавренева.
Как часто Севастополь воспринимают как город-музей, город-памятник. Но ведь нет другого места на земле, где бы каждый из нас не чувствовал, что история – не «музейное хозяйство», а живая, волнующая реальность. Что и сегодня она не стала прошлым – она говорит с нами, мы можем увидеть и ощутить её. Эта мысль и стала лейтмотивом спектакля.
В основе сюжета – несколько новелл о любви – исполинской силе, спасавшей не только жизни и судьбы отдельных людей, но и не раз возрождавшей из пепла этот уникальный город. Сердцем спектакля, одним из главных действующих лиц является Графская пристань – пристань веры, любви и надежды. Сюда возвращаются в своих мыслях из далёкой иркутской тюрьмы Александр Колчак и Анна Тимирёва. Здесь, благодаря почти водевильному случаю, по прихоти императрицы обретают друг друга молодой офицер Михаил Воронцов и юная графиня Шилова. Отсюда шлёт горячую молитву за израненный город и его защитника Владимира Корнилова сестра милосердия Маша Юмашева. Здесь обещают найти друг друга Анна Горенко и Василий Валишевский. В страшное утро 22 июня здесь расстаются влюблённые, так и не сказавшие друг другу самых важных слов – и находят друг друга только спустя полвека.

Подписаться на рассылку