Отзывы

Елена
11.11.2020
Посмотрели с дочкой спектакль «Пятая колонна» на экспериментальной сцене Центрального Академического Тетра Российской Армии по пьесе Эрнеста Хэмингуэя. Он интересен не только своим содержимым и описываемыми историческими событиями – гражданской войной в Испании, но и тем, что автор присутствовал в то время, и в том месте, о которых писал. Итак, в отеле Мадрида, встречаются двое: прекрасная американка Дороти (Анфиса Ломакина) и Филипп (Максим Чиков), который выдает себя за журналиста, а на самом деле контрразведчик. Его задача - вычислить «пятую колонну», поэтому он говорит Дороти, что идет «гулять по городу», а ей постоянно приходится оставаться одной. Она не понимает, почему бы Филиппу не заняться чем-то серьезным, не начать писать, вместо того, чтобы ходить по барам, а он не знает, что делать со своими чувствами, потому что любовь совершенно не вписывается в его мир смертей, слежки и пыток. Оба страдают, а на этом фоне идут артиллерийские обстрелы и не хватает продовольствия, проходят секретные операции, обучение новобранцев. Признаюсь, пьесу я не читала, но видела отзыв, в котором говорится, что в спектакле главных контрразведчиков сделали более жесткими, чем они были на самом деле. Хорошо это или плохо, судить каждому, но по моему мнению, режиссер Галина Зальцман сделала правильные акценты. Часто я пишу об актерах, которые играли мужские роли, но в этот раз на меня больше произвели впечатление две девушки – Анфиса Ломакина и Мария Оамер. Они были в таких непривычных образах, что первые несколько минут я даже не могла понять кто из них, кто. Если Дороти у Анфисы получилась нежная и воздушная блондинка, то Анита Марии была крайне экспрессивная жгучая брюнетка, которая убедительно разговаривала на испанском, а уж какое у нее кожаное платье – просто загляденье. Спектакль интересный, определенно заслуживает того, чтобы его посмотреть.
Татьяна
15.05.2019
На Экспериментальной сцене в этом театре была впервые. И не сразу нашла - пришлось поплутать :-))) Конечно, привлекло имя автора пьесы - Эрнест Хэмингуэй. Эту пьесу он писал в осаждённом Мадриде во время обстрелов. На сколько сюжет пьесы соответствовал реалиям тогдашним не мне судить, но как минимум тогдашние реалии сподвигли Хэминуэя написать это произведение. Посыл очевиден - война, даже если за правое дело, она противоречит предназначению человека. Особенно молодых. Ему бы любить, проводить вечера в Париже вместе с любимой девушкой, а у него задания, допросы, смерти... Единственное, что в достатке - это выпивка. Ну, на трезвую это всё переживать сложно... Но совсем без любви невозможно, даже тут она ворвалась в жизнь героя. Ворвалась прекрасной блондинкой. Я так и не поняла, каким ветром это чудо сюда занесло? Не, романтичных барышень, едущих на передовую быть медсестрой, например, я понимаю. А вот что она тут делает? Покупает чернобурку по дешёвке? Она настолько не вписывается в окружающую обстановку, что кажется видением. Даже отношение к ней Филипа я не могу понять. Реально любит? Но ведь даже из его уст слетает - какое у тебя тело. Реально ли это любовь или такой антидот зверствам войны? Девушка, не от мира сего, из той другой недоступной жизни. А девушка сейчас доступна? Она ведь даже по-моему и не понимает, чем занимается Филип... Он надышится ею, переживёт очередной кризис и пойдёт продолжать спасать мир, делать всё возможное, чтобы другие могли любить, ездить отдыхать в Сан-Тропе, рожать детей... И пусть он уже сам не желает убивать, ни под каким предлогом... Не надо войны, вот правда... Не могу сказать, что пьеса супер-захватывающая или постановка изобилует какими-то интересными решениями. Сюжет Хэмингуэя и прекрасные актёрские работы - вот что тут удерживает! И прежде всего главный персонаж - Филип в исполнении Максима Чикова. Мне очень понравился. И сильный, и уставший, и добрый, и увлечённый... очень хорошо понимаешь и Дороти, и Аниту. Герой. Но больше даже раскрывается в сценах, где он солдат, в разговорах с полковником... Когда ты понимаешь, от чего он пытается сбежать. Сцена допроса часового просто замечательная! "Скажи, спасибо, Аманде" (с). И при явной ответственной должности, что он занимает, не лишён и какого-то мальчишеского хулиганства местами. Дороти - Анфиса Ломакина. Образ довольно "простой" - героиня Мэрилин Монро. Гордится, что она не боится бомбёжек. Олицетворение той, другой жизни. Особенно в этой чернобурке... Замечательная роль у Елены Анисимовой - горничная Петра. Колоритная и эмоциональная! Понравилась и Анита - Мария Оамер. Экспрессивная, но пытающая сдерживать свои эмоции - она же и боевой товарищ в отличие от... Поцелуй с пощёчиной был великолепен! Очень яркий характер несмотря на довольно маленькое "эфирное время". Управляющий - Андрей Пойдышев. Тот ещё жук. Но ему в этих условиях надо как-то крутится. Опять же - не каждый в это время может себе тёщу позволить содержать :-))). А на нём ещё и гостиница! Полковник - Илья Баранов. Скорее даже внешне запомнился - силуэтом и кастаньетами :-))). Он-то воюет...
Инесса
30.03.2019
Очень давно я хотела сходить в ЦАТРА на «Пятую колонну» по пьесе Э.Хемингуэя и вот, наконец, попала. Режиссер спектакля – Галина Зальцман, и мне кажется, что именно женский взгляд помог сделать этот спектакль столь проникновенным. Кроме того, он идет на Экспериментальной сцене Театра: кто был, тот знает, что это маленькое пространство, когда по периметру сцены стоят всего 2 ряда стульев, а актеры играют прямо перед тобой – захочешь, можно даже дотронуться (но не нужно!). Итак, Мадрид, 1937 год – в Испании Гражданская война. Республиканский Мадрид осаждают четыре фашистких колонны генерала Франко. Но есть еще одна, таинственная «пятая колонна», которая находится в самом городе и при необходимости ударит с тыла. Задача главного героя – контрразведчика Филиппа (Максим Чиков) – рассекретить и поймать лидеров «пятой колонны» под видом журналиста. Так он и живет: живет в отеле «Флорида», занимается своей тайной разведывательной деятельностью, а вечера проводит в баре «У Чикоте» с марокканкой Анитой (Татьяна Морозова) – надежным боевым «камарадас» и возлюбленной. Но вот, в осажденном городе, который ежедневно бомбят, он знакомится с Дороти (Анфиса Ломакина) – и начинаются проблемы… Очень понравились в этот раз все артисты без исключения. Максим Чиков – молодой артист, сыгравший Филиппа очень естественно: тут и постепенное признание любви к Дороти, и сложность выбора между нею и Анитой, боязнь потерять любимую, и старания скрыть от нее страшную опасность, которой он ежедневно подвергается. Филиппа не пугает вероятность быть убитым, хотя несколько раз за спектакль он едва избегает смерти, но он боится полюбить, ведь это значит – отвлечься от долга, показать свою слабость. Анфиса Ломакина – прекрасная Дороти но, признаюсь, тут мне не нравится сама героиня. Она кажется пустой, по-детски наивной (ну как можно думать, что Филипп просто развлекается по барам или спускать тысячи песет на лисий воротник?): вокруг война, ежедневные обстрелы, люди постоянно погибают, ее же волнуют только замужество, красивая жизнь и вкусные обеды. Серьезность ситуации пытаются донести до нее и горничная Петра, и сам Филипп, но тщетно. Меня потрясло, как Анфиса (она стояла в шаге от меня) в одной из финальных сцен действительно плакала – мне почему-то казалось, что далеко не все артист умеют плакать «по заказу». Но вот Дороти, к сожалению, мне практически не было жаль, я не прониклась ее судьбой. Да она так и не поняла, кто такой Филипп на самом деле, но, может, оно и к лучшему. Очень хочется также выделить вторую возлюбленную Филиппа – Аниту в исполнении Татьяны Морозовой. Это сильная, страстная женщина – и уж она-то знает, что такое война, смерть, лишения и долг. Она сразу же понимает, что Дороти – не пара Филиппу, они слишком разные, и пытается это до него донести, вернуть его. Но Филипп настроен «совершить самую большую ошибку в своей жизни». На той же стороне находится и Макс (Кирилл Кириличев) – еще один разведчик, который должен помочь Филиппу раскрыть «пятую колонну». Он считает, что любовь к женщине вредна, она расслабляет, отвлекает от долга. Невозможно не упомянуть и про комедийные роли: горничную Петру (Елена Анисимова) и управляющего отелем (Андрей Пойдышев). Но и у них судьба складывается трагично: на улице Петры каждый день кого-то убивает снарядом – и знакомых, и случайных прохожих, и зимовать она вынуждена без стекол, вылетевших при обстреле. А у управляющего огромная семья, даже теща, которая «ест с помощью последнего оставшегося зуба все» - и он должен постоянно просить подачек у постояльцев. Любая война страшна, на ней часто нет места любви. Возможно ли совместить любовь и свой долг перед партией? Или партия просто превращает своих членов в «вещи»? На этот вопрос Филипп пытается ответить все два часа пьесы. А какой выбор он сделает – узнаете, посмотрев этот спектакль. ВАЖНО: на Экспериментальную сцену опаздывать запрещено – вас просто не пустят в театр. Артисты выходят на сцену через основной вход и перемещаются по коридору, где находится гардероб, так что зрители, во избежание помех, в здание после начала спектакля уже не допускаются.
Мария
26.03.2019
1936-1939 год, Гражданская война в Испании. В это время в Мадрид приезжает писатель Эрнест Хемингуэй. Он селится в отеле «Флорида», который попадает под обстрел. По истечении этого ужасного момента своей жизни, Хемингуэй пишет пьесу «Пятая колонна». ⠀ В Театре Российской Армии на экспериментальной сцене спектакль « Пятая колонна» под руководством режиссера-постановщика Галины Зальцман. ⠀ Действие разворачивается в 1937 году. Республиканцы отстаивают столицу. Мадрид окружён четырьмя фашистскими колоннами генерала Франко. Внутри города есть пятая колонна жителей, которые доносят информацию нападающей стороне. ⠀ Филип (Максим Чиков)- молодой человек, контрразведчик, журналист, пытается рассекретить лидеров пятой колонны. ⠀ Он привык к войне, он знает как действовать, чтобы не выдать себя и других. Но моральное состояние, страх, ужас, отчаяние переполняют героя! ⠀ На острие сложившейся в стране ситуации, Филип влюбляется в молодую девушку Дороти (Анфиса Ломакина), что совсем не уместно и невозможно в его положении. ⠀ Душа Филипа разрывается от нежности и любви с одной стороны, чувством долга и честью - с другой! Безусловный патриотизм молодых людей наполнил мне «Молодую гвардию» Великой Отечественной Войны! ⠀ Спектакль на острие эмоций, слезы, крик, выворачивает душу наизнанку. Очень сильный и глубокий спектакль! Великолепная игра актёров! ⠀ Экспериментальная сцена небольшая, актеры играют на расстоянии вытянутой руки, что ещё больше заставляет проникнуться и услышать все то, что необходимо донести зрителю! Подарили желание прийти домой и открыть мировую историю, вникнуть что же происходило в Испании в годы Гражданской войны.
Николай
25.03.2019
Записки дилетанта. № 77. Театр Российской Армии. Пятая Колонна. (Э. Хемингуэй), режиссёр: Галина Зальцман. Бывает и хуже. Сталинский ампир театра с "самой большой в Европе сценической площадкой, позволяющей инсценировать сражения с танками и кавалерией" восхищает с первого взгляда. По ступенькам, несмотря на то, что опаздываешь, не взбегаешь, а медленно ступаешь, задрав голову на великолепную колоннаду. Это единственная пьеса Хемингуэя, достаточно напыщенная и фальшивая, о работе контрразведки на гражданской войне в Испании, в главной героине которой, гламурной красавице Дороти, читается третья жена писателя Полин, а в главном герое, бесстрашном Филипе, конечно, старина Хэм, собственной персоной, воспевающий самого себя, свой полный алкоголя быт, свой героизм, свое самопожертвование, свою бесценную мужественность, любующийся собой и своими отношениями с красивой женщиной, накалёнными происходящей войной... Контрастом с этим бессовестным выпендрёжем выступает тот факт, что в жизни самого старины Хэма героизма было не так много, скорее нагромождение нелепостей, начиная от девичьих нарядов, в которые его одевала в детстве мать, продолжая непонятным "повреждённым левым глазом", из-за которого его не взяли добровольцем в первую мировую, колено, простреленное осколком не в бою, идиотская "тяжёлая травма головы", случившаяся в ванной (скорее всего по пьяни) от которой на всю жизнь осталась уродливая шишка на лбу, которую он ненавидел, затем шли переломы, автомобильные аварии, алкоголизм, депрессия и, как венец, психическое помешательство (паранойя), закончившаяся самоубийством из ружья, (по примеру собственного отца). Бодрые, энергичные, витальные актеры выступают продолжателями славной традиции фабрики грёз тщетно изображать леденящие ужасы бытия с помощью сытых, лоснящихся физиономий (а где других возьмёшь?). Дороти и Анита нарочито контрастны - высокая, худая, красивая и позитивная блондинка, по совместительству радужная идиотка и пышная, невысокая, грубая брюнетка, очень прямолинейная. Последняя показалась излишне самоуверенной, даже надменной, а первая, слишком иссушенная, физически явно не дотягивала до "тела, какого нет ни у кого на свете". К слову, не наблюдалось и "широких плеч и походки как у гориллы" и у Максима Чикова, больше смахивающего на субтильного заносчивого подростка, чем на уставшего до смерти от всего на свете зрелого мужчину. Та же метаморфоза и со служанкой Петрой, когда вместо "маленького старушечьего тела" всё ровно наоборот - тела много, и оно ещё не старушечье; тем не менее, несмотря на формальное внешнее несоответствие образу актриса играла убедительно. Несколько удивил контрразведчик Антонио в образе мачо, одетый в национальный костюм, рельефно обтягивающий выступающие ягодицы и спину. Постукивающие в его руках время от времени кастаньеты, очевидно, были призваны окончательно убедить публику, что дело происходит в Испании. К слову, тема пресловутой "пятой колонны" ни в пьесе, ни тем более в спектакле (нет даже знакового упоминания богатого квартала "Саламанка", как средоточия и источника всего гнилого и вредоносного) так и не раскрыта, либерально-настроенная общественность может не волноваться. Более того, редкие звучащие проклятия в адрес пресловутой невидимой силы анекдотичны, как в случае с убийством пьяницы-электромонтёра, подстроенного зловредным врагами народа. Но это претензия всё-таки к автору. В пьесе, в жизни персонажей присутствовало много алкоголя, но на сцене актеры его "пили" скорее для веселья, а не от страха, вынужденно, хронически, как положено на войне. Таким образом, тема алкоголизма также не была раскрыта (виски даже ни разу не было разбавлено водой, как того настойчиво требовал автор). К тому же на сцене царила атмосфера, скорее напоминающая одесскую коммунальную квартиру, а не отель во время войны, что видимо, было ближе женщине-режиссёру. Ближе к концу спектакля бельмом вспоминается ни к селу ни к городу дважды показанная видеоинсталляция с белым единорогом; актеры при виде мифологического животного впадали в экстаз и начинали трепетно гладить стену в районе морды... Конечно, никакого единорога у Хэма и в помине не было и быть не могло, только если бы речь не шла про убийство животного на охоте. Но в целом спектакль сыгранный молодой труппой небезнадёжен, особенно если его сравнивать с окончательно впавшими в маразм мэтрами типа марка захарова или романа виктюка (первое, что пришло в голову), спектакли которых смотреть из-за доводящих содержание до невменяемости самоповторов невозможно в принципе. #bonus Впереди, замершей жабой выслеживающей комара, жуткий в своей эпической скучности, застыл одутловатый, немолодой мужчина в полинялой, застиранной рубашке. Совершенно неподвижный и безвольно расслабленный, он лишь неспешно поворачивал голову за перемещающимися по сцене актерами наблюдая за происходящим сквозь толстые линзы очков. Венчала голову унылого импотента светлеющая в темноте проплешина, обрамленная длинными слипшимися прядями темных волос, свисающих до самых сутулых плеч. Достаточно было одного взгляда в его сторону, чтобы испытать острый приступ тоски… #запискидилетанта #запискимизантропа #театрроссийскойармии #пятаяколонна #хэмингуэй
Евгения
22.03.2019
Яркий спектакль с очень красивыми и талантливыми актерами, из-за камерности зала кажется, что сам принимаешь участие в событиях. Уходить не хотелось...
Антон "Ehidna Mau" Охотников
05.03.2019
Это что, война? Вопрошал я безмолвные небеса , пока фотографии копировались из фотоаппарата на компьютер. Это война? Вот это курорт, где все действующие лица и исполнители каждый день пьянствуют, б*вырезано модератором*ют и в свободное от этого захватывающего процесса кого-то режут/стреляют/пытают в застенках и потом всё равно режут или стреляют? И чтобы обстрелы по расписанию? Вот это вот всё война? Я позвонил своему коллеге-блогеру (естественно, знакомому с первоисточником) и задал ему этот вопрос. То, что мне было сказано… Э-э-э… Это вырезано модератором, потом ещё раз вырезано модератором, а потом окончательно *вырезано модератором*. Потому что нет, это не война. Коллега-блогер знает, чём говорит, полковник морской пехоты в отставке, человек заслуженный и бывавший по работе в таких краях и странах, даже названия которых нам знать не положено. Хотя, с другой стороны, если на сцене нет раздавленных танковыми гусеницами обгоревших трупов, то из этого совсем не следует, что действие не будет интересным. Надо просто правильно определить жанр и точку зрения. Как уже понятно, экшена не будет. Исторического детектива тоже. Что же тогда? Трагедия? Конечно нет. Нас ждёт в достаточной степени тривиальная мелодрама с не менее тривиальным сюжетом, в котором крутой контрразведчик на грани нервного срыва по пьянке отбил женщину у другого персонажа, женщина влюбилась, а контрразведчику всё это ну вот совершенно никуда не упёрлось и вообще он на грани. Финал предсказуем, как конец света. Дан приказ ему «на Запад!», а ей… А вот бедную девочку жалко. Использовали, спели красивые песни за вечную любофф, обозвали вещью и в итоге бросили. Ничего нового, но осадочек остался. Девочку жалко, но… Но, с другой стороны, она приехала на войну. Ну «типа на войну». Это романтика, это приключения, это так захватывает! Но нечего таким девочкам делать в таких местах. Как написала одна из моих бывших жён в весьма посредственной фантастической книге, «оставьте войну профессионалам». Профессионалы режут ближнего своего жестко и безжалостно, но профессионалы хотя бы понимают, на что идут. Да, друзья мои, вы заметили, что я слишком часто начинаю свой рассказ с брюзжания и «нарочито плохо выставленного света»? Считайте, что таков мой стиль. Я сначала разнесу всё в пух и прах, а потом опровергну сам себя, найдя в увиденном и услышанном настоящее сокровище Высокого Искусства. Самое главное – не увлечься этим и вовремя найти новый приём. Но к делу. Мелодра́ма (от др.-греч. μέλος «песня, поэма, лирическое произведение» + δρᾶμα «действие») — жанр художественной литературы, театрального искусства и кинематографа, произведения которого раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных обстоятельствах на основе контрастов: добро и зло, любовь и ненависть и тому подобного. Это определение идеально подходит и к сюжету, и к сценической интерпретации. Мне была рассказана история о неуместной и «не вечной» любви, про которую не споёт свою песню великий Шарль Азнавур. Мне рассказали историю про боль и страдания и про короткое, невозможное и хрупкое счастье. И ворчу я не оттого, что рассказанная история плоха, нет, я переживаю за этих придуманных людей, переживаю по-настоящему, я переживаю за чистую иллюзию, которой никогда не было и не могло быть в реальной жизни. И головой я понимаю, что это иллюзия, но… Но чёрт побери!!! Всё равно переживаю. На этом я наверно закончу. Главное сказано, всё остальное будет только повторением и углублением пройденного. А говорить, как пить и закусывать, надо квантум сатис. Но спасибо за ещё одно проявление магии театра всё равно добавлю.
Подписаться на рассылку